Задумывались ли вы когда-нибудь, насколько быстро развиваются технологии автономного транспорта? Вроде бы вчера это была фантастика, а сегодня – вполне реальное направление в безоператорном транспортном средстве. Но вот вопрос: кто сейчас реально производит эти машины в масштабах, позволяющих говорить о коммерческой эксплуатации? И что вообще подразумевается под 'производством' – конструирование платформы или разработка сложнейшего программного обеспечения? Попробуем разобраться, не уходя в пустые обещания.
В целом, рынок безоператорных транспортных средств сейчас выглядит несколько размытым. Есть компании, которые позиционируют себя как производители полноценных автономных машин, есть те, кто делает решения для автоматизации отдельных этапов – например, для логистики в промышленных зонах или для сельского хозяйства. И, конечно, есть игроки, которые фокусируются на разработке сенсорных систем и алгоритмов восприятия окружающей среды.
Например, наблюдается большой интерес к автоматизации грузоперевозок. Это, пожалуй, самое перспективное направление, но и самое сложное с точки зрения нормативно-правовой базы и инфраструктуры. Я лично видел, как один крупный логистический оператор испытывал небольшие парки грузовиков с 'частичной автоматизацией' – они могли самостоятельно двигаться по заранее заданному маршруту, но требовали постоянного контроля человека. Все из-за неготовности дорожной сети и нерешенных вопросов ответственности в случае происшествий.
Сложно выделить четкий список, но можно отметить несколько групп компаний. Во-первых, это крупные автопроизводители, которые активно инвестируют в разработку автономных систем, но пока еще ориентированы на постепенное внедрение технологий, а не на создание полностью автономных машин 'с нуля'. Они, скорее, дорабатывают существующие модели.
Во-вторых, это специализированные стартапы, которые разрабатывают платформы для автономного транспорта. Некоторые из них ориентированы на определенные ниши – например, на роботакси для городских условий. Их задача – предоставить 'мозг' для автомобиля, включая алгоритмы навигации, распознавания объектов и принятия решений. Однако, часто у таких компаний возникают проблемы с масштабированием производства и привлечением финансирования.
В-третьих, это компании, специализирующиеся на разработке компонентов для автономного транспорта – сенсоров, радаров, лидаров, процессоров. Они поставляют свои решения производителям автомобилей и разработчикам автономных систем. Здесь, как правило, высокая технологическая конкуренция, и побеждают те, кто может предложить наиболее эффективные и надежные решения.
Помимо технологических сложностей, есть ряд серьезных проблем, которые тормозят развитие безоператорного транспортного средства.
Правовое регулирование автономного транспорта находится в стадии формирования. Не существует единых стандартов и правил, которые бы охватывали все аспекты эксплуатации автономных машин – от сертификации до ответственности в случае аварий. В разных странах ситуация с этим сильно отличается, что создает проблемы для международных производителей.
Для полноценной эксплуатации автономного транспорта необходима развитая инфраструктура – высокоскоростные сети связи, точные карты, системы мониторинга и управления трафиком. В большинстве стран эта инфраструктура пока не готова к внедрению автономных машин.
Безопасность – это главный приоритет при разработке безоператорного транспортного средства. Необходимо обеспечить защиту от кибератак, разработать системы резервирования, которые позволят автомобилю безопасно остановиться в случае возникновения нештатной ситуации.
Недавно я изучал деятельность китайской компании ООО Цзянсу Цзюйлун Производство электромобилей (https://www.jsjl1199.ru). Они занимаются не только производством электромобилей, но и активно экспериментируют с автоматизацией логистики внутри своего завода. Несколько месяцев назад они тестировали небольшую партию автономных погрузчиков, использующих лидарные сенсоры и алгоритмы машинного зрения. Пока результаты смешанные – есть проблемы с точностью позиционирования в условиях плохой видимости и с обходом непредвиденных препятствий. Но сам факт того, что они активно инвестируют в эту технологию, говорит о понимании ее перспективности. Компания имеет хорошие логистические возможности, что, безусловно, является плюсом при внедрении безоператорного транспортного средства.
Особо хотелось бы отметить особенности производства в Китае. Там очень активно развиваются технологии автоматизации, и стоимость разработки и внедрения таких решений значительно ниже, чем в Европе или США. Тем не менее, качество и надежность компонентов пока оставляют желать лучшего. Вам нужно тщательно отбирать поставщиков, чтобы не столкнуться с проблемами в будущем.
В заключение хочу сказать, что развитие безоператорного транспортного средства – это сложный и долгосрочный процесс. Не стоит ожидать, что полностью автономные машины появятся на дорогах в ближайшие годы. Но уже сейчас можно говорить о том, что эта технология имеет огромный потенциал и может кардинально изменить логистику, транспорт и, в конечном итоге, нашу жизнь. Главное – реалистично оценивать риски и возможности, и не поддаваться на маркетинговые уловки.